Небольшой рассказ с иллюстрациями о поездке в формате All Mountain из Алушты в Судак.
Горный велосипед, друзья, новые маршруты и впечатления — отпуск в Крыму.
Я конечно много где бывал в Крыму, с семьей и друзьями путешествовали на велосипедах и пешком по ЮБК, ездили на самый запад Крымского полуострова, на север, на Азовское море. Конечно хорошо раскатали Алушту, Ай-Петри, Балаклаву, Байдарскую долину. Но почему-то очень мало катались на велосипедах по восточным склонам Крымских гор. Не знаю почему так получалось, мне кажется, это из-за того, что эти горные массивы относительно рядом с Алуштой, и я много раз откладывал катание в тех краях на потом, мол всегда успеем… А с другой стороны, хоть Судак и видно с Демерджи, добраться до него по горам не так просто, как может показаться. К тому же, интересно не просто проехать из пункта А в пункт С, хочется разведать и попробовать новые трейлы. В этом году наконец-то получилось вырваться туда. Вместе с моим старым другом Константином Родченко, мы спонтанно взяли и собрались в трип Алушта – Судак по горам и трейлам.
Основная идея была в автономном многодневном путешествии, но не с мешками на велосипедах, а с небольшими рюкзаками в которых все необходимое на несколько дней жизни вне дома. Едем по горам, максимально избегаем асфальтированных дорог, а грунтовым дорогам предпочитаем трейлы и «целину». На ночлег останавливаемся у моря или в горах, в частных гостиницах. Питание и вода с собой и по маршруту, благо чебуреки и родники не перевелись еще в Крыму. Велосипеды конечно боевые эндурики — раз уж вверх все равно едем не спешим, то хоть на спусках можно в удовольствие погонять. Наличие большого опыта горного катания, здравого смысла, интуиция и maps.me по умолчанию.
День первый — пересечь пустыню
Утром мы поднялись на пикапе на Ангарский перевал, и оттуда привычным многим маршрутом отправились на Демерджи.
Погода была по настоящему летняя, Крымская. Солнце пекло нещадно, и как назло почти не было ветра. В добавок ко всему, по такой погоде вылезло огромное количество мух, которые хоть и не кусают, но очень назойливые. Достаточно быстро вкрутили на плато, и обойдя вершину Северной Демерджи с «щитами», покатили по яйле в сторону Стол-горы. Маршрут по верхам хорошо известен, мы не раз катались на Орлиные скалы и Тырке яйлу. Катить в кайф, грунтовые дороги быстрые, с камнями и поворотами, спуски чередуются подъемами, но все едется динамично и весело. У горы Стол очень красиво, извилистые трейлы над обрывами скал, приятный ветер сдувающий надоедливых мух.
С восточного склона горы начинается весьма интересный, скоростной спуск к роднику Суат. Родник имел важное для нас значение, на нем мы были должны заправиться водой по максимуму, поскольку дальше нас ожидал подъем на самое сухое плато Крыма — Караби. Спуск начинается по грунтовой дороге с хорошим уклоном, добро усыпанной камнями. Я даже пожалел немного, что мы решили не надевать защиту коленей. Прилечь на хорошей скорости на этом спуске можно довольно легко. В лесной части спуска вдоль дороги идет хороший трейл, натоптанный туристами. Мягкий, земляной, с корнями – отличная альтернатива дороге. Сам лес очень красивый, без подлеска, прозрачный, катить по нему одно удовольствие.
Вода на роднике Суат вкуснейшая, отдохнули и перекусили в тени деревьев. Покатили дальше от родника, и так увлеклись трейлом, что проскочили подъем на плато, свалились ниже чем планировали. За это нас ждала расплата – приличная такая стеночка под палящим солнцем. Хорошо, что иногда проскакивали облака и закрывали нас от ошалевшей звезды.
Наша задача была пересечь Караби яйлу с запада на восток, и уехать на трейлы ведущие вниз, к морю. Ерунда, плоскогорье, что там ехать — решили мы — за пару часов неспешно проскочим. Выбрали самый короткий и простой маршрут, чтобы сэкономить силы на спуск. Поехали очень бодро, дорога по плато почти ровная, быстрая, скорость под тридцать без напряга, мухи отстали сразу. Но длился этот праздник халявного наката совсем недолго, уверенная дорога стала покрываться травой, камнями, а дойдя до пещеры Большой Бузулук и вовсе растворилась среди холмов Караби. А надо сказать, что холмы на плато весьма и весьма, кто назвал это плоскогорьем…
Местами начали идти пешком, потом еще больше пешком, а потом только пешком. Погуляли знатно, часа на полтора. Но эта черная пешая полоса наконец-то закончилась, я даже обрадовался когда увидел грунтовку, хотя обычно восторга от них не испытываю. Немного покрутив мы наконец-то покатили вниз, потом даже очень стремительно покатили вниз. Грунтовка постепенно превратилась в трейл и вывела нас к одной из возвышенностей Караби, скалистой горе Кутур-кая и ущелью Чигенитра.
По ущелью Чигенитра есть трейл с плато Караби на запад, в поселок Рыбачье у моря, но мы решили не съезжать туда, так как нашей целью было село Зеленогорье, которое находится значительно восточней. Спустись мы к морю, успеть до темноты на финишную точку первого дня точно не получилось бы.
Поэтому мы поехали по новому для нас трейлу, уходящему на восток с обломков древних защитных стен.
Трейл очень крутой, в прямом и переносном смысле. Отличные каменные секции, повороты, местами очень хороший уклон. Выводит он в балку из которой начинается красивый подъем на следующий спуск.
К сожалению насладиться трейлом в полной мере не получилось. Очень сильно завален большими деревьями, приходилось часто спешиваться, перелезать или обходить завалы. Но все равно, съехать там вниз было в кайф.
К следующему спуску мы выбрались в закатных лучах солнца. Это немного нарушало наши планы, так как у нас в Зеленогорье было забронировано жилье. Вкусная вода из Суата тоже была на исходе, а родников по дороге не было. Мы решили валить вниз, а там, как пойдет, успеем в Зеленогорье – хорошо, не успеем – свалимся в Приветное. Спуск был быстрый, с редкими подъемами и пологими участками, но к сожалению, не очень интересный. Единственную техническую сложность представляли камни, большие и маленькие, живые и не очень. В общем, для разнообразия сойдет, проверить подвеску и руки на скорости можно нормально. Выехав на дорогу недалеко от Приветного, мы поняли, что в Зеленогорье успеть можем только в темноте и изрядно утомлённые. Решили не испытывать судьбу, поехали ночевать в Приветное, где нашли отличную частную гостиницу, с питанием, интернетом, горячей водой и прочими прелестями цивилизации. Искупались в море, поужинали – вырубились. Данные по маршруту.
День второй – вся гора
Проснувшись в семь утра, отлично позавтракав, мы отправились дальше по маршруту. Правда перед стартом у меня был курьезный момент, постиранные с ночи вещи я повесил сушиться на ограждение клумбы с цветами и кактусами. Поднявшийся ночью сильный ветер, скинул высохшие вещи в этот палисадник. Я нашел их на столе, хозяйка видимо подняла и положила их туда. Схватив их руками на ходу из столовой, я взвыл от острой и необычной боли… оказывается труселя улетели в кактусы, и стали похожи на ежа. Ох как я долго доставал иголки из руки, и все равно, в течение дня я еще постоянно находил их. Будьте аккуратнее с кактусами и берите с собой запасное белье.
За вчерашний сброс к морю нам пришлось размяться пятью километрами по шоссе и уйти на грунтовку ведущую на перевал Кок-Асан. Заправив гидраторы водой в магазине Приветного мы неспешно покрутили наверх. Вчерашний день давал о себе знать, мышцы были немного забитые, но через двадцать минут все пришло в норму.
Погода за ночь резко изменилась, солнце светило без изменений, но приятно похолодало, дул порывистый ветер, а с запада натягивало приличные тучи. Дорога на перевал Кок-Асан — кратчайший путь с побережья в столицу Крыма Симферополь.
И хотя большого трафика на дороге мы не наблюдали, машины ездят там регулярно. Но несмотря на движение автотранспорта дорога очень живописная, а с такими экземплярами вдвойне. Водитель этого «газона» остановился, и подсказал нам где растет куст с ежевикой, пожелал счастливого пути. Мелочь, а приятно, сейчас не так часто встретишь доброжелательных и открытых людей.
Прокатив по дороге пару километров мы ушли на синглтрек ведущий на перевал Лапата и Зеленогорский трейл. Перед началом спуска по трейлу оказалось, что Костя потерял по дороге наколенник, и у него полностью закончились задние колодки. Пока он искал наколенник и мы меняли колодки, тучи затянули небо и вершины гор, стало ощутимо прохладнее.
Зеленогорский трейл оказался довольно бодрым, не сложный но быстрый, с поворотами в которых сыпучий грунт позволял дрифтить на скорости. Небольшие естественные кикеры тоже добавляли азарта. В общем, этакий флоу трейл на пару километров, который приятно прокатить не один раз (и лучше без тяжелого рюкзака за спиной). Спустившись по нему в село мы всенепременно подкрепились чебуреками в правильном и проверенном месте. Как сказал Костя – «нет чебурека – нет трейла»
Ну а дальше из Зеленогорья наш путь лежал вновь наверх, на поиск новых для нас трейлов. На наше счастье, черные тучи долго сидели в горах, а когда мы стали подниматься, тучи ушли на восток к морю. Так что дождь нас не накрыл, чему мы были конечно рады. Вариантов попасть наверх горы было несколько, но мы выбрали самый радикальный и прямой – портаж через Арпатские водопады и тропе Кок-Таш–Богаз под гору Сори, от которой должны идти интересные трейлы вниз. Сказать, что мы удивили туристов на подъемах к водопадам, не сказать ничего. Многие говорили нам, что мы не пройдем с велосипедами – но мы прошли, хотя местами это было не легко.
Забравшись наверх, мы поехали по сильно заросшей тропе, по которой частично проходит маршрут Крымского марафона, который должен стартовать в ближайшем октябре. Надеюсь, что организаторы приведут трейлы в порядок, поскольку сейчас ехать там крайне сложно из-за густых зарослей «Крымской черники»
Пробравшись через агрессивный кустарник, проехав у подножья горы Сори мы вышли на скальные козырьки, с которых открывается замечательный вид на побережье. От этих козырьков вниз начинается наверное один из лучших трейлов за все дни нашего путешествия. Скоростной, с отличным держаком, уклоны местами весьма бодрые, интересные повороты в одном из которых я даже прилег на колено (хорошо, что в этот раз мы предусмотрительно надели защиту коленей) В общем, усталость от подъема как рукой сняло, зачетный трейл!
Далее наш маршрут лежал на трейл с кодовым названием Комурлюк.
Мы нашли на карте очень извилистый серпантин с хорошим сбросом высоты. Можно даже сказать, что этот трек стал для нас основной целью трипа, уж больно интересно было посмотреть, что это такое на самом деле. А перед самой поездкой я наткнулся на анонс Крымского марафона и увидел, что этот участок будет задействован в трассе марафона. Что же, еще интересней посмотреть, где должны будут гнать кантрилы.
Докрутив по лесным дорогам до Комурлюка мы к сожалению обнаружили, что это не трейл, а древняя татарская (или еще чья-то) дорога. И хотя дорога уже почти как трейл, очень извилистая и в меру скоростная, но все же это не трейл, каменная долбежка, промоины и живые куски скал летящие в раму. Через несколько поворотов начинаешь искать срезки, которых почти нет, и фотографироваться на фоне старинной кладки опорных стен. Участникам марафона нужно быть аккуратнее с лайтовыми покрышками и колесами, а организаторам придется убрать все нависающие над спуском кусты, иначе кто-то может из-за них здорово разложиться.
Но так или иначе, спуск заслуживает внимания, проехать его интересно, несмотря на однообразность. По крайней мере, мы не сильно огорчились этой «дороге», а финишный выкат в село Громовка вдоль русла реки Шелен порадовал своей красотой.
Приехав в Громовку мы решили скатить к морю и отдохнуть, искупаться и на этом закончить маршрут этого дня. День получился насыщенный, не очень сложный, но все же, это не самая легкая прогулка, к тому же в пути мы были уже более восьми часов. Ну раз отдыхать – так отдыхать, с этим никаких проблем, через полчаса наши вещи были уже в отеле, а мы в море.
Данные по этому дню.
Кстати, зацените номер который нам достался, спецзаказ с вытяжкой в спальне. Специально для велосипедистов.
День третий — туризм с мешками
Вкусив курортной жизни и отлично выспавшись под вытяжкой мы выдвинулись к таксистам… Крутить десятку от моря до села Ворон, откуда нам предстояло отправиться в горы, не входило в наши планы. Тщательно изучив карту мы решили стартовать из села которое располагается в долине гор. До Ворона мы доехали на такси корпорации «Рустем и Рустем». По плану предполагался небольшой подъем и спуск по трейлам в Судак. Но на самом деле было все не так. Подъем и правда был не очень большой, по красивому лесу, и очень качественной лесной дороге.
А вот спуск, на который мы рассчитывали оказался такой же дорогой, скоростной но унылой дорогой, с промоинами. Да еще периодически с подъемами, которые уже порядком достали. Изредка на спуске мы останавливались у лесных балконов, смотрели на красоту и ехали дальше. Зачем нам тут нужны эндуро велосипеды совершенно было не понятно, но других у нас нет.
В общем, конечно это наша вина, к этому дню мы плохо подготовились, довольно небрежно отнеслись к планированию маршрута. Не сказать, что это было ужасно, но после двух отличных горных дней, этот день явно был провальный. Надо тщательней планировать маршрут. Выскочив из леса мы немного разнообразили впечатления красивыми видами и микро-трейлами.
Закончили маршрут в Судаке, символично на улице Алуштинская.
Убрали всю защиту, и покатили в Новый Свет на завод шампанских вин, по пути отметившись на туристических объектах.
Несмотря на последний день, в общем и целом, многодневка получилась очень хорошей. Мы сделали с Костей почти все, что задумывали, у нас не было никаких поломок или травм. Мы встречали только хороших людей, побывали в тех местах в которых не были до этого. Получили много позитивных эмоций от общения и катания. Думаю, что в следующем году мы повторим этот маршрут, но уже более тщательно его проработаем, учтем ошибки и проедем еще лучше.