Big Ride Ojen или эндуро по Испански

Амигос из Ojen Biker’s еще в январе пригласили меня принять участие в эндуро ивенте Cannondale Big Ride. Конечно, долго меня уговаривать не пришлось, тем более, что на соревнованиях есть лимит по количеству участников, и отказаться попробовать на вкус андалузийское эндуро было бы глупо.

Что из себя представляет  эта гонка, и как мне удалось принять в ней участие, я постарался рассказать в своем отчете.


Big Ride это серия гонок состоящая из четырех этапов проходящих в разных районах Испании. Как раз первый  проходил на самом юге страны, недалеко от Малаги в городе  Ojen. Вместе с Cannondale Big Ride организаторами этого этапа выступал местный клуб Ojen Biker’s, который существует уже более двадцати лет и не первый раз проводит различные mtb соревнования. Ojen это небольшой городок на склонах гор с населением около двух тысяч человек. Никогда бы не подумал, что в таком скромном населенном пункте существует велоклуб с количеством участников более пятидесяти человек.  И это не просто клуб, это по настоящему дружная компания единомышленников. Ojen Biker’s напомнили мне моих друзей из Алушты, клуб Адреналин.
Только в отличии от Крыма, руководство испанского городка, всячески приветствует и поддерживает организаторов соревнований.

Сразу после приглашения на гонку, я залез на сайт Аэрофлота и узнав что авиакомпании исполняется девяносто лет в этом году, распрощался с двендцатью тысячями рублей за прямой рейс Москва – Малага. Велосипедистов в Аэрофлоте уважают и разрешают провозить велосипед бесплатно. Уважают правда не настолько сильно чтобы бесплатно вести байк, как дополнительный багаж. Поэтому упакованный велосипед не должен привышать стандарта в двадцать три килограмма, а за дополнительное место нужно будет платить уже по расценкам этого девяностолетнего перевозчика. Но поскольку я летел на 3 дня,  и вещей мне нужно было немного — дополнительные расходы меня миновали. Все необходимые вещи я сложил в ручную кладь, а мой упакованный в чехол велосипед имел вес брутто, как раз в рамках дозволенного.

Кстати о велосипеде,  на эту гонку я рассчитывал выехать на новом Lapierre, специально созданном для эндуро. Я думал совместить участие в соревнованиях и настоящий горный тест моего нового байка. Однако мне не повезло, поставка была задержана и мне нечего не оставалось, как взять свой dh аппарат  Intense M9. Я понимал что для этих соревнований он мало пригоден, и конечно постарался сделать из него велосипед на котором хоть как-то можно крутить вверх. Установил кассету 11-32 вместо 12-26, поставил вперед звезду с 34 зубьями, и конечно инсталировал на велосипед атрибут настоящего эндурщика – телескопический подседельный штырь! 150мм хода от KS, чем выше я его выдвигал, тем дальше уезжало седло.

Это конечно выглядит смешно, но это в итоге помогло мне. Если бы я не внес эти изменения, то врядли бы доехал до финиша. Вес велосипеда получился 18,5 кг – неплохо для эндуро….
Прилетев в Малагу рано утром в пятницу, я планировал сразу ехать кататься на трассы, чтоб хоть как-то выучить их к соревнованиям. Но мои планы нарушил проливной дождь, который лил с утра до вечера. Поэтому вместо велосипедной тренировки пришлось осуществить экскурсионную прогулку по Торремолинос. Экскурсоводом был местый байкер Рауль, который встретил меня в аэропорту и любезно составил компанию до вечера.


Вечером погода наладилась, а из Торремолинос от Рауля, меня забрал мой друг Ярик, который приютил меня на время соревнований. Закинув вещи к нему домой, мы поехали в логово Big Ride городок Ojen, познакомиться с командой организаторов ивента со стороны главного спонсора Cannondale, и пообщаться с друзьями из Ojen Biker’s. Как оказалось, один из оргов, примет участие осенью в эндуро многодневке Trans-Provence, на которую мне тоже посчатливилось зарегистрироваться.


В субботу светило яркое солнце, что означало что на трассах будет сухо! Мы с Яриком довольные такой перспективой отправились на регистрацию. Парковка в Ojene была уже заполнена автомобилями и командными палатками. В черте городка был оборудован маленький бесплатный кемпинг для тех кто не хотел платить за гостиницу, впрочем таких желающих были единицы. С 10:00 утра до 15:00 дня регистрировали только спортсменов имеющих лицензию ФВСИ или федерации другой страны. В регистрационный сбор 30 евро уже была включена расширенная медицинская страховка, которая обеспечивала медицинское обслуживание в субботу и воскресение, на время проведения тренировок и соревнований. Большинство участников были обладателями лицензий, они имели право тренироваться с утра и до 18:00. Безлицензионные гонщики могли получить номер только после 15:00, соответственно времени на тренировку оставалось совсем мало, ведь выходить на трассу без номера запрещено даже на тренировке. У меня лицензии нет, поэтому мне пришлось «тайком» посмотреть три трассы из пяти. Остальные трассы я не видел до момента гонки.

Все трассы размечены до начала регистрации. Кроме одной, которая по задумке организаторов должна быть не известна никому до воскресения – дня соревнований. На четырех уже размеченных трассах, уже с утра субботы стояли стартовые ворота, маршалы контролировали старт тренирующихся, внизу дежурили машины скорой помощи и реанимации.

Принцип соревнований Big Ride Ojen следующий — в один день участники должны преодолеть пять спец-участков, трасс. По сумме времени прохождения пяти трасс выявляется сильнейший.
Между финишем и стартом следующего спец-участка перемещение своим ходом – на велосипеде естественно, ну или пешком. Время перегона не засекается, но существует тайм-лимит, который определен стартовым временем. Расписание времени старта для каждого участника свое и нельзя опаздывать, иначе будешь снят с соревнований. Все стартуют друг за другом по номерам, с интервалом в двадцать секунд. На регистрации выдают индивидуальное расписание стартов каждому гонщику, расписание в виде стикера, который можно наклеить  на раму. Это очень удобно, точно не забудешь время своего очередного старта!

На гонку зарегистрировалось более 200 человек, помимо испанцев были спортсмены из Англии, Португалии ну и я из России. Самая многочисленная категория — мастерс 30. Самая малочисленная – женщины. Элита по количеству участников вторая по численности, юниоры (до 23 лет) третья по посещаемости. Были еще категории мастерс 40 и даже кажется мастерс 50. В моей группе мастерс 30, было зарегистрировано более 90 спортсменов, причем это реально самая сильная группа. В мастерах оказалось около двух десятков чемпионов Испании,  отдельных провинций и городов по даунхиллу или кантри. И тут я такой спортсмен-турист на ДХ велосипеде….


Как я говорил, мне удалось с утра съехать разок по трем трассам и посмотреть пешком четвертую. Благодаря связям с русской мафией, на трассу меня пустили без номера. И перемещаться между трассами удалось на машине, а не своим ходом, что существенно упростило разведку боем.


Я не чувствую угрызений совести, поскольку местные, зная, как минимум о четырех трассах гонки, накатывали их  с февраля месяца. А я из снега только приехал и до этого катался по грунту три месяца назад. У нас был еще хитрый план закатить после 18:00 по самой зубодробильной из пяти трасс после закрытия официальных тренировок, но сил уже после дневного ознакомления с трассами просто не осталось. Вернувшись домой к пяти часам вечера, мы просто «залипли» в квартире после обеда.

Вечером же мы опять поехали в Ojen, поскольку там была веселая тусовка,  концерт, диджеи, музыка и выступления мото и вело триальщиков – настоящий фестиваль, который радовал не только участников гонки, но и местных жителей.


В воскресение в день гонки мы уже рано с утра были на старте.
В 8:00 был брифинг для участников, а уже в 8:38 мой старт.
Стартовать должны были по 3 человека,  но один из нашей тройки был травмирован накануне, поэтому мы стартовали вдвоем с испанцем из команды Radikal Bike. Это действительно была самая радикально противоположная пара на старте. Я на даунхильном велосипеде, а испанец на трейловом хардтейле. Как мне кажется, мы были уникальны среди всех участников в плане выбора велосипеда на гонку. Посмеявшись над разницей в велосипедах ровно в 8:38 мы уехали со старта.

За 25 минут надо было добраться до первых стартовых ворот. Оптимистичный подъем в гору намекал, что это будет не просто. Все еще осложнилось тем, что в первом же переулке мы заблудились и рыскали по Ojen в поисках выхода на дорогу. В итоге пешком забежали по ступеням в гору и направились в сторону первой трассы.

Преодолев 3 километра подъема и набрав около 100 метров, я за 2 минуты до старта прибыл к началу первой трассы. Переведя дух я поехал… трасса был не сложная, местами скользкая и грязная.

Пару каменных участков, виражи, короткие подъемы, черт, потом длинные подъемы. Тут меня обгоняет парень на правильном велосипеде, я пытаюсь удержаться за ним, но это бесполезно. На следующем подъеме меня обходит еще один персонаж. Собственно все последующие трассы я им тоже проигрывал примерно во второй половине пути на подъемах или равнинных участках. Как оказалось потом, один из них заехал на третье место в элите, а другой показал очень хороший результат в юниорах.

После подъемов все сваливалось в узкий каменный ручей, с короткими, резкими каменными поворотами, где мне пришлось не очень сладко на длинном М9.  Финиш первой трассы был прямо в городе, не далеко от центральной площади. Старт и финиш отсекали по электронному чипу, который нужно было прикрутить хомутами на ногу вилки. Судя по графику первый спец-участок был чуть более двух километров с общим перепадом высоты 180 метров.

Вывалившись на дорогу, я без остановки поехал на старт второй трассы. Лимит времени был час, за этот период мне нужно было проехать 4км подъема и набрать 240 метров. По пути я заметил что один из болтов крепления на подседельном штыре раскрутился и остался лежать где-то на испанской земле. Седло от этого стало очень подвижным, и я вообще забеспокоился о том, что оно останется на месте к концу подъема. Перспектива ездить гонку без седла меня не вдохновляла, поэтому сорвав кусок разметки я примотал седло за рамки к креплению подседельного штыря. Так я добрался до вторых стартовых ворот. Здесь мне помог парень на хардтейле, с которым мы стартовали в Ojen. Он дал мне пару мощных пластиковых стяжек, которыми я притянул седло сильнее. Оно конечно все еще сильно люфтило, но уже точно не собиралось покинуть велосипед. Проверяйте затяжку болтов на KS LEV, а лучше сажайте их на фиксатор резьбы.


Отдохнув пять минут я стартовал по второй трассе. Назвать это стартом вниз было можно с большой натяжкой. Слабый уклон и масса виражей, разбавлено все мелкими трамплинами. Приходилось стараться изо всех сил, чтобы разогнать М9 по этой трассе.  Постепенно уклон увеличился, появились камни, тропа сузилась и влетела в овраг, из которого надо было выбираться по крутому каменному уклону. С трудом я вкрутил в подъем и оказался на плоском сингле, который петлял между деревьев но не стремился наклониться вниз. На этой педаляжной секции, появился мой старый знакомый и обогнал меня. Я зацепился за него и проклиная мягкость подвески Интенса крутил за ним потихоньку отставая. Тут второй парень задышал в спину. Врешь- не возьмешь сказал я,  появился небольшой уклон и плоские повороты, я как мог разогнался и уехал от преследователя – финиш. Он финишировал за мной через несколько секунд и подъехал выразить респект, что я ушел от него на таком байке. Длина трассы составила 5 километров с общим падением высоты всего в 60 метров. Реальное кросс-кантри.

Отдыхать было некогда,  я должен был добраться за полчаса до следующей трассы. Заточив мюсли и запив их водой, я покрутил на старт третьего спец-участка. Всего 4км и примерно 100 метров набора высоты разделяло меня от стартовых ворот. Солнце начало припекать и окончательно убедился в правильности выбора многих участников. Они брали с собой два шлема, на спуски фулфейс, а на долгие перегоны кантрийные или эндуро корзинки. Надо будет взять на вооружение эту технологию, ведь без шлема ездить нельзя по правилам даже на перегонах, а в интеграле, как называют его испанцы – жарковато заниматься апхилом.


Третья трасса начинала свой старт с обочины асфальтовой дороги и уходила в лес скоростной и плотной грунтовкой. Потом был резкий поворот на синглтрек и вот оно – настоящее эндуро. Контруклоны различных мастей, постоянно меняющийся грунт, уклон, резкие подъемы и короткие спуски с волнами по которым получалось прыгать как на пампе. Все это великолепие конечно больше подходило для АМ велосипеда, но я реально получал удовольствие от процесса! На очередном подъеме меня традиционно накатил юниор стартовавший за мной. Я галантно пропустил его, а дальше валил за ним, мотивируя его крутить быстрее. Так почти вдвоем мы и пересекли финишную черту. Офигительная трасса – по такой бы я катался целый день. Хотя она и довольно короткая, всего 2,5 км с общим перепадом всего чуть более 70 метров. Может быть она мне так понравилась потому, что я на ней не очень устал, не было долгих подъемов.

Внизу на финише был пункт питания, где раздавали изотоник, бананы, мармелад и еще кучу всего. Зацепив мармелад, банан и бутылку с водой я пошел пешком в подъем, который выводил на самый длинный перегон по шоссе, на высшую точку горного массива на котором проходили соревнования. Рассиживаться было некогда, нужно было за час забраться наверх, преодолев 7 километров и набрав 360 метров высоты. Этот подъем был почти всегда по солнцу, ехать было жарко, а впереди была четвертая, секретная трасса. Насколько я представлял себе ландшафт, ожидать фанового спуска вниз не приходилось..
Прикрутив на старт уже не очень бодрым, я имел в запасе 15 минут на отдых. Съев банан я пошел посмотреть, на начало трассы, не дойдя до уклона вниз, я съел еще мюсли и решил не тратить силы на ходьбу. Что будет то будет, решил я, и на максимум затянул компрессию на заднем амортизаторе.

Ровно по расписанию, в 12:02:40 ( зацените точность и качество организации) я стартовал и чуть сразу не завалился в плоском хвойном повороте. Дальше была скоростная грунтовка, правда очень недолгая, а потом началось настоящее подмосковное кантри. Подъемы были нудные и довольно долгие, спуски не крутые и заковыристые. Разогнать мой танк мест почти не было. Да к тому же полностью неизвестная трасса не позволяла этого сделать. Мои «друзья» достали меня на середине, и как я не пытался их догнать, мне это не удалось. Финишный сингл по плоскачу, нырок вправо и крутой съезд вниз завершили эту «секретную» трассу длинной всего 2 км и перепадом 50 метров.Силы были на исходе, а впереди еще последняя и самая жесткая трасса соревнований – легендарный Juanar!

Перегон между финишем четвертой и стартом финальной трассы был небольшой. Всего 1,5 км с набором в 40 метров. Когда я крутил туда был забавный момент – дорога идет по национальному парку, куда приезжает гулять много людей. Так вот я еду значит, а впереди идет компания, дамы, кавалеры и пара мелких собачек. Проезжая мимо них я услышал обращение на испанском языке, но ничего не поняв поехал дальше не обращая внимание на них. Тут до мне долетают слова на русском: — «да, ему уже ничего не надо…»  Я повернулся и сказал, что нет, я еще держусь. Девчонки сильно удивились что я им ответил на чиста маасковском диалекте, они явно не ожидали увидеть среди этих велосипедистов своих соотечественников. Мне пожелали удачи, и я покрутил на старт финального спец-участка – популярной в народе трассе Juanar .

Этот трек уже более 20 лет раскатывается велосипедистами всех мастей, зимой на нем тренируются даунхильщики из Европы, и даже наши ребята там иногда покатывают в холодное время года.  Длина его чуть более 3х километров, а перепад 440 метров. Весь трек сплошной камень или песок, короткие и резкие повороты довольно сложные, и требуют хорошей прикатки. Есть довольно крутые каменные съезжалки, некоторые, наиболее опасные даже закрыли на время гонки. В общем, это стопроцентное жесткое эндуро, общий уклон радует, но при этом есть локальные подъемы и крутильные участки – чертовки интересно и достаточно сложно при этом.

Сложность вызывает именно не техническая составляющая, а серьезная физическая нагрузка, камни долбят не переставая, а отдохнуть просто негде. Зная эту трассу хорошо, конечно можно ехать по ней более фаново, но я видел ее всего второй раз и проехать ее с хорошим результатом у меня не получилось.

На большом камне я устроил трюк и выкатил на приземление в стоппи, чем вызвал бурные овации многочисленных зрителей. После пары поворотов руки отказывались держать руль, темп существенно снизился и на плоском участке меня добрали два бойца, а я при этом обогнал еще двух гонщиков. В общем, я реально обрадовался когда увидел финишные ворота. Со временем в 10:47 я завершил этот заключительный спуск.
В итоге за всю гонку я проехал более 30 километров, набрал 1468 метров и по сумме времени занял 32 место из 90 человек в моей категории. По ссылке график движения моего друга Ярослава, скорости и время у нас с ним разные, но расстояние одинаковое. www.strava.com/activities/47645518
Нечем хвастаться, но и унывать не стоит. Я проехал всю дистанцию на неподходящем для этого велосипеде и не умер, получил отличный опыт, неплохо так потренировался. Я прикинул, что на правильном байке я бы мог скинуть с абсолютного времени 3,5 – 4 минуты, что позволило бы мне побороться за попадание в двадцатку по абсолюту. Есть к чему стремиться и над чем работать. Впереди еще много гонок в этом сезоне.

После окончания заездов, на главной площади был мощный сабантуй, все отдыхали, пили пиво или соки, обедали. Через час после закрытия финиша было проведено награждение.
По ссылке можно посмотреть полные результаты www.scribd.com/doc/134668837/00-FINAL-CAT-pdf


Усталый но довольный я добрался в понедельник домой, и уже третий вечер пишу этот отчет. Если кому-то это было интересно, то я рад. Если есть вопросы, то готов ответить.
Также могу подсказать некоторые моменты тем, кто захочет поехать покататься в эти места. Ojen замечательное место для эндуро, и там отличные ребята которые помогут и подскажут по трассам  – рекомендую к посещению.