Merida eOne-Sixty 800 собран на алюминиевой раме из сплава 6066 оснащенной электромотором Shimano STEPS E800. Японский «движок» разработан специально для МТВ и дает ощущение естественного педаляжа на велосипеде, подхватывает и ускоряет байк плавно, без рывков. Я привык к поведению «ассиста» за десять минут. Электромотор поддерживает скорость до 25км в час, что позволяет ехать в горки со средним уклоном почти не напрягаясь.
Батарея для мотора естественно тоже Shimano. Она не интегрирована в раму, как это сделано сейчас у некоторых производителей велосипедов, но при этом смотрится, как единое целое с байком, не разрушая визуально целостность конструкции. Я думаю, что в данном случае в Merida пошли на компромисс между дизайном и стоимостью, и результат получился весьма успешным. Merida eOne-Sixty 800 при равных параметрах с другими электро-байками стоит существенно дешевле.
Очень понравилась реализация манетки переключения режимов работы электромотора. Нажатие на рычажки почти не отличается от переключения обыкновенной механической трансмиссии. Так же ощущается упор, фиксация, как будто вы переключили скорость на стандартном переключателе скоростей. Естественно это все происходит четко и плавно, как будто у вас новая трансмиссия XTR, не меньше. В общем, идея и реализация отличная.
Дисплей информативный, показывает различные режимы использования и заряд батареи. Обратите внимание, что после нескольких часов катания по крутым склонам, батарея еще полна сил и бодра, и готова катать вас дальше. Еще не известно, чья батарейка сядет быстрее, ваша или байка…
Не уверен, что стоит занимать ваше время и подробно расписывать оборудование байка. Кому интересно, можете изучить все на сайте Merida-bikes. Я скажу в целом — комплектация весьма достойная, вилка, и амортизатор Rock Shox, одиннадцати скоростная трансмиссия Shimano XT, тормоза Shimano SLX, самые модные покрышки от Maxxis. В общем, взял байк и можно смело ехать в любые горы — не подведет! Лишь бы электричество не отключали.
По геометрии электро One-Sixty и простой One-Sixty различаются, но не настолько сильно, чтобы обращать внимание на это. Е-байк где-то чуть длиннее, где-то чуть короче, угол вилки не такой агрессивный, за то колеса здоровее, рич чуть меньше, но верхняя труба длиннее. В общем, достаточно удобный, а к разнице между двумя байками привыкаешь моментально. Для любителей сравнить цифры привожу две таблички с геометрией.
eOne-Sixty
One-Sixty
Это все технические данные велосипеда, но лично меня в первую очередь интересует, что скрывается за этими цифрами, будет ли байк ехать в гору и с горы. Поскольку еще одна немаловажная цифра внушает опасение насчет ходовых качеств, а точнее, это вес велосипеда – 22 килограмма. Конечно, давным давно у меня были тяжелые велосипеды, но кажется байков с таким весом не было никогда. Но, с другой стороны, у тех байков не было электро-мотора в помощь. И хочу вам сказать — мотор помогает, и помогает весьма хорошо. Длинные и относительно пологие (или относительно крутые, кому как удобнее) подъемы заезжаются заметно легче (или не заметно, как заезжаются). Едешь почти, как по ровняку на простом велосипеде, главное правильно подобрать рабочий режим. Естественно, можно включить режим “BOOST” и вообще ездить вверх почти «накатом», но тогда заряда батареи не хватит на долго. Однако, если времени на катание у вас не много, а спот находится рядом с домом, то можно покатать и на полной мощности, почему бы нет. Все зависит от места где вы катаетесь и целей которые преследуете.
С пологими подъемами все просто — по сравнению с моим аналоговым One-Sixty, сил на подъемах на eOne-Sixty я потратил заметно меньше. Заехав раз десять в разные горки со средним уклоном, мне конечно стало интересно забраться в подъемы покруче. Выбрав несколько торчков, куда я бы скорее всего не заехал на простом велосипеде, я принялся штурмовать эти апхилы. И вот тут иллюзии насчет халявы подъемов на ебайке разбились о градиент филевских склонов. Как только подъем становился весьма крутым, забраться в него становилось очень трудно, и тому есть несколько причин.
Подъем такой, что я туда смог бы въехать только на легком кантрийном байке (наверное), на высоком каденсе или вламывая передачу на все деньги с разгона. На электро эндурике сделать это оказалось тоже возможно, но достаточно сложно по разным причинам.
1. На высоком каденсе, в такую гору велосипед начинает переворачивать назад. Все же, геометрия эндуро-байка не заточена под такие стенки. Мотор подхватывает и помогает, но приходится вставать на ноги для того чтобы загрузить вилку. Поэтому история с высоким каденсом становится не такой реальной.
2. Приходилось ехать на силу, загружая переднюю часть велосипеда и контролируя заднее колесо, чтобы не допустить пробуксовки. То есть, электромотор делал что мог, но учитывая мой вес (92кг, а в экипе и сэндвичем внутри, все 95кг) ему приходилось не просто.
Получается, что в такие торчки объективно ключевое значение имеет вес райдера. (ну и его подготовка, конечно) Будь я весом 75кг, думаю, что заезжал бы куда легче в эти подъемы. Мотору банально было бы проще помогать мне карабкаться в гору.
Заехал бы я в эти подъемы на простом эндуро велосипеде – скорее всего нет. Собственно, в подъемы куда я бы не заехал ни на каком механическом байке, пробовать заезжать на электро-эндуро нет смысла вообще. Нет, ну я конечно попытался, но только еще раз утвердился в мнении, что у электро-байка, как и у человека есть определённые пределы, которые преодолеть можно только упорными тренировками. Басни про то, что «на е-байке не надо крутить», «лучше купить мотоцикл», «я еще не настолько старый чтобы кататься на е-байке» – совсем несостоятельны. Все зависит от того где и как кататься, ну и скилл конечно – какой бы не был байк, без подготовки никакой электромотор не поможет.
Самое для меня интересное и важное для эндуро-байка, как он едет вниз.
И тут опять пришлось убедиться что мифология у нас популярна не только на телевидении, а также среди продвинутых слоев населения – велосипедистов. «Е-байк не поворотливый», «На нем невозможно прыгать, он тяжелый», «Е-байк только для туризма» — все это конечно легенды. Может быть так было раньше, но сейчас, хороший электрический велосипед, с правильной геометрией, классным оборудованием едет вниз ни чуть не хуже чем его безмоторные братья. Да байк немного тяжелее, но к этому привыкаешь, и на подсознании чуть перестраиваешь технику катания под новые параметры. И все, едет он вниз отлично, по крайней мере в Филях. Управление на съезжалках четкое, велосипед маневренный. Скоростные участки держит стабильно, как DHбайк. Разве что в скоростных поворотах чуть по большей дуге надо заходить из-за инерции. Банихоп дергается без особого труда, немного более энергозатратно, не не критично. В общем, даже рассказать особенно нечего по сравнению с подъемами. Едет и едет, хорошо едет, попробовать бы его в горах, но это уже другая история.
Подвеска у eOne-Sixty 800 какая-то мягкая и бездонная. И хотя флоат линка на электро-эндурике нет, работают подвеска и амортизация прекрасно. Единственное что, качать вилку и задний амортизатор надо больше чем на простом One-Sixty, видимо эти дополнительные килограммы байка сказываются на характеристиках работы подвески. В остальном, каких-то особенностей настройки по сравнению с обычным подвесом я не заметил. Еще, что не маловажно — рама у eOne-Sixty 800 жесткая, ну очень жесткая, конструкторы подстраховались с прочностью, ну это и правильно. При заносах велосипед жестче чем мой аналоговый One-Sixty 6000.
Ну и на последок, как принято, хотелось бы добавить немного дегтя в эту бочку электро-меда. Подседельный штырь Merida Expert Dropper работает отлично, но черт побери, он короткий, не знаю точно сколько, но по ощущениям не более 120мм хода. Ну не дело это, в байк размером L ставить такой штырь. В условиях горного катания его придется выдвигать выше, что будет не очень удобно при крутых спусках. Надеюсь ребята из Merida учтут этот момент при комплектации велосипедов в будущем.
Резюмируя: Merida eOne-Sixty 800 офигительный эндурик по многим параметрам. А электро-мотор позволит вам расширить границы своего катания в рамках заряда батареи. И наверное один из самых важных моментов – стоимость этого велосипеда ощутимо ниже стоимости велосипедов других брендов этого же класса. Хотел бы я такой байк в видеть в своем гараже – однозначно да.
Текст: Вадос
Фото: Дмитрий Каширский