Specialized Enduro Expert 27,5″ vs 29″

С весны 2016года я стал счастливым обладателем велосипеда Specialized Enduro Expert 29”, и конечно я мог бы просто рассказать про него какой он хороший, как он едет вниз, вверх и по плоскачу, это было бы вполне в рамках стандартных обзоров и отчетов, даже наверняка это кому-нибудь было бы полезно, но все же такая подача материала уже достаточно наскучила читателю. Поэтому мой друг Антон Спиридонов решил помочь мне с этим, и специально купил такой же велосипед, только с колесами 27,5” для того чтобы мы смогли сделать сравнительный тест и провести Expertизу одинаковых по сути велосипедов, но с разными размерами колес. Вот что любознательность с людьми делает.

Личный блог: Специальная Expertиза

Итак, что мы имеем, — два велосипеда Specialized Enduro Expert 2016 с колесами 27,5” и 29”. Велосипеды совершенно одинаковые по комплектации из коробки, но с некоторыми незначительными изменениями в оборудовании, о которых мы расскажем позже.

Личный блог: Специальная Expertиза

Тестовый полигон это трейлы Большой Алушты, на которых мы провели достаточно продолжительное время прежде чем написать этот обзор. Мы тщательно подошли к вопросу, изучили и сравнили поведение велосипедов, на спусках, равнинных участках и крутых подъемах.

Личный блог: Специальная Expertиза

Личный блог: Специальная Expertиза

Личный блог: Специальная Expertиза

Но для начала хотелось бы поделиться общими впечатлениями по поводу Enduro от Specialized.

Вадос:
Почему Specialized – ну Loic  Bruni позвонил мне и сказал – «я ушел в Спеш, давай и ты пересаживайся»

Почему 29” — потому что у меня уже есть большой и положительный опыт катания на найнере, но это были кросс-кантри или марафонские байки, а здесь породистый эндуро, с правильной геометрией, но при этом с очень подходящими моему росту колесами. Было весьма интересно попробовать, как это Specialized умудрился соединить 160мм хода, эндуро геометрию и найнер в одном велосипеде.
Очень круто, что Expert из коробки на сто процентов готов к гонке — взял, собрал за сорок минут и поехал, к примеру на этап EWS. Небольшие замены железа скорее личные заморочки, нежели необходимость. Единственное на что я рекомендовал бы обратить внимание, это подшипники рулевой колонки, которые сразу надо достать и набить смазкой, в остальном все очень хорошо. Велосипед действительно радует, он отменно катит, быстро разгоняется, очень маневренный и при этом стабилен на больших скоростях. Все чем меня пугали некоторые люди до его приобретения не подтвердилось, Specialized Expert 29” это настоящий эндуро байк но с преимуществом больших колес. Я проехал на нем уже более двух тысяч километров по горам и могу однозначно сказать, что он мне очень нравится.

Личный блог: Специальная Expertиза


Антон:

Это у меня уже третий по счету Specialized Enduro. Первый – алюминиевый Expert 2011 года верой и правдой прослужил 3 сезона, и на замену ему пришел карбоновый Enduro Expert 26”  2014 модельного года. Этот байк настолько органично подошел к моему стилю катания, что желания принципиальной замены не возникало. Был только один вопрос – какой размер колес выбрать. Много обзоров было прочитано, опрошены опытные байкеры, и не без сомнений я все же выбрал 27,5”, решив для себя, что сформирую личное мнение после обстоятельного теста Enduro на 29” колесах… когда-нибудь.
Что всегда делают инженеры из Specialized – постоянно вносят мелкие доработки в те модели, значительного обновления рам которых не планируется. Так и в 2016 модельном году – по сравнению с моим прежним байком передний треугольник остался прежним, а значит – к новой посадке привыкать не придется. А вот три основных отличия – более пологий угол рулевой, колеса 27,5” и задний амортизатор Ohlins  ощутимо изменили поведение байка в лучшую сторону. Тем больше мне захотелось понять, правдивы ли те мифы, которые витают вокруг эндуро найнера от Specialized. И практически синхронно у нас с Вадимом возникла идея: «Эй, ведь у нас одинаковые байки на разных стандартах колес. Поменяемся на время, сравним?»
Личный блог: Специальная Expertиза

Собственно вернемся к сравнению велосипедов, ведь это, ради чего мы все и затеяли, вместо того чтобы купаться в море, пить молочные коктейли с видом на гору или просто наслаждаться катанием по трейлам Крымских гор.

Личный блог: Специальная Expertиза

Вес велосипедов — тут Антон меня просто убил, его велосипед легче на 900 грамм! Наверное он не зря поставил трехкомпонентные роторы Shimano и карбоновый руль — читер! Вес 12600.

Личный блог: Специальная Expertиза

Личный блог: Специальная Expertиза

Личный блог: Специальная Expertиза

Я же не трогал стоковый руль, потому что у него отличная геометрия, которая подходит мне как нельзя лучше. Штатные роторы (200 и 180мм) я сразу сменил на старые добрые 203мм G3 от Avid, чем несомненно добавил веса и олдскулла моему велосипеду. Ну и конечно, моя рама в размере XL немного тяжелее рамы Антона в размере L, хотя честно говоря, это меня совсем не беспокоит, но факт взвешивания должен быть зафиксирован, как в каждом порядочном тесте. Вес большого — 13500.

Личный блог: Специальная Expertиза

Личный блог: Специальная Expertиза

Личный блог: Специальная Expertиза

Для начала мы вдумчиво катали по различным трассам на своих велосипедах. Прокачали каменные участки, покрутили в гору, проехали массу плоских поворотов и заковыристых виражей на склонах.

Личный блог: Специальная Expertиза

Личный блог: Специальная Expertиза

Личный блог: Специальная Expertиза

Отдельное внимание уделили  мифу о неповоротливости найнера на «свичбэках». Конечно, на фото это не альпийские шпильки, где иногда вообще проехать трудно, в независимости от размера колес, но все же это достаточно непростой поворот. Некоторые эндуроведы не вписываются в вираж, и втыкаются в кусты, в которых сидит фотограф, а иногда и вовсе ходят пешком.

Так вот, Specialized Enduro 29” едет такие штуки ничем не проигрывая брату на 27,5” колесах. И чего бы ему не ехать собственно, если геометрия Enduro 29” как у какого-нибудь хорошего байка 27,5” от другого производителя, а сцепления колес больше. Задние перья у Specialized Enduro 29” в размере XL  — 430 мм! Да, да, 430мм, тот самый золотой стандарт, так что с маневренностью нет никаких проблем. Как Specialized впихнули большие колеса в такую компактную раму  я не понимаю, но очень здорово, что у них получилось это сделать.

Личный блог: Специальная Expertиза

Личный блог: Специальная Expertиза

После потной плотной раскатки по трейлам на своих байках, пришло время поменять райдеров местами. К этому вопросу мы подошли весьма скрупулёзно – для максимальной точности теста помимо весов для измерения «боевого» веса байков, в нашем арсенале был электронный манометр и насос высокого давления.

Личный блог: Специальная Expertиза

Личный блог: Специальная Expertиза

Все параметры, которые могли влиять на ощущения от байка, мы постарались держать под контролем, сэг задних амортизаторов под вес райдеров был настроен с помощью удобной и лаконичной функции autosag, как рекомендует Ohlins —  сэг составляет 17мм.

Личный блог: Специальная Expertиза

Давление в колесах, вилке, настройки отскока, компрессии – все было одинаковым для тестовых байков и немного подкорректировано с учетом разницы в нашем весе.

Личный блог: Специальная Expertиза

Чтобы максимально ощутить разницу между велосипедами, мы выбрали определенный участок трассы по которому поднимались и спускались на разных велосипедах поочередно. Это позволило нам почувствовать различие в работе подвески и вынести свои заключения.

Антон:
И вот – найнер Enduro у меня. Сразу отмечаю, что ростовка XL не чрезмерна для моего роста, и посадка мне удобна. 29” байк немного тяжелее, и это ощущается на небольших скоростях, ускоряется он чуть хуже. Колеса большего размера помогают на каменистых подъемах, тут добавляется и сцепление, и лучшее преодоление препятствий качению. Велосипед меньше застревает на сложных подъемах, и это плюс для тех, кто любит крутить вверх. На плоских участках, особенно в поворотах, ощущается дополнительное сцепление за счет большего пятна контакта с грунтом, можно ехать быстрее. Но это, собственно, ожидаемые плюсы и минусы найнера. А вот о чем отдельно хочется рассказать, так это о разной работе подвески! Да, при идентичных компонентах и настройках, байки ощущаются совершенно по-разному! Если 27,5” был весьма мягким, и повадками напоминал ультралегкий даунхильный байк, то 29” был заметно жестче и активно передавал мне информацию о рельефе. Но при этом, ощущалась лучшая стабильность 29” — с увеличением скорости, байк прощал мелкие ошибки при езде по сложным каменистым участкам, даря дополнительную уверенность.

Остался один закономерный вопрос – а как же он поворачивает? Ответ для меня оказался очень прост – проблем в поворотах нет! Даже в максимальной ростовке байк предсказуемо управляется в «свичбэках», не досаждая своей более длинной базой.
Что в остатке? Если вы катаетесь на уровне энтузиаста, то смело выбирайте найнер! Он будет помогать в тех ситуациях, когда трейл оказался жестче, чем ожидалось. Также 29” Enduro отлично подойдет для райдера выше 180 см.
Мой байк с колесами 27,5” отличается более чувствительным управлением, иногда – с некоторой нервозностью. Это с лихвой компенсируется качественной работой подвесок, и разница заметна лишь при таком прямом сопоставлении двух байков в режиме сравнительного теста. Коррекцией посадки с увеличением загрузки переднего колеса можно свести это отличие до минимума. Поможет в этом и установка спейсеров в воздушную камеру вилки Pike. В поворотах байк хорош, как и положено топовому байку с короткими перьями и весьма “расслабленной” геометрией. Ускоряется и тормозит 27,5” Enduro тоже чуть лучше – масса колес меньше.
Пожалуй, следующий байк у меня будет с колесами 29”, если маркетологи вдруг не придумают очередную революцию стандартов. Ведь в 2013 году, помнится, двадцать шесть дюймов были в тренде, и всего три года поменяли восприятие «гоночных» размеров колес. Возможно, найнер позволит мне чаще ловить флоу. Но для такой замены нужна весомая мотивация. Даст ли ее новое поколение Specialized enduro  — покажет время и экономическая обстановка.

Личный блог: Специальная Expertиза

Личный блог: Специальная Expertиза

Вадос:
Начну с того, что байк Антона немного маловат мне по размеру, поэтому я делаю сноску на некоторую его дерганность в управлении, так же руль на Enduro 27,5” располагается чуть выше по сравнению с моим максимально заниженным рулем на Enduro 29”. В остальном я привык к байку почти мгновенно и спустя десять — двадцать секунд, уже поехал как на своем, прыгая через камни и постоянно играя им на скоростных каменных секциях. Сразу отмечу, что хотя тестовый байк и был настроен под меня, он оказался значительно мягче моего найнера с такими же настройками. Не скажу, что это мне сильно понравилось, но и не доставило особого дискомфорта. Обычно я люблю более жестко настроенные велосипеды, мне так проще контролировать их на скорости, выпрыгивать и “работать” с рельефом. В данном же случае, мне в значительной степени пришлось полагаться на подвеску велосипеда, нежели на свой навык в управлении им. Но надо отдать должное скандинавскому богу амортизации в лице Ohlins и американскому тайваньцу Rock Shox – подвеска работает на все деньги! Пологий угол рулевой и более короткие перья делают велосипед излишне живым на мой взгляд, широкие и скоростные траектории мне давались немного сложнее чем на велосипеде с 29” колесами и более длинной базой, хотя на крутых съезжалках, на мой взгляд, у 27,5” есть некоторые преимущества из-за низкой посадки и опять же более пологого угла рулевой колонки. В общем, сказать однозначно, что какой-то из велосипедов значительно лучше на спуске я не могу, оба по-своему хороши.

Однако при езде вверх большие колеса мне нравятся значительно больше, с 27,5” мне заметнее приходилось трудиться на каменных секциях, причем 29” как будто затягивают тебя вверх по камням, а не упираются в них, а это реально помогает на длительных подъемах.
Разницу в разгоне и торможении я не заметил, поэтому данный момент не могу прокомментировать. Жесткость двадцать девятых колес на общем фоне более жесткого найнера мне показалась выше, хотя склонен думать, что это больше иллюзия.  Как заключение могу сказать, что для Крымских условий мне пока больше нравится и подходит Enduro c колесами 29”. Поменял бы я его на какой-нибудь другой велосипед в ближайшее время – думаю нет.
Личный блог: Специальная Expertиза

Личный блог: Специальная Expertиза

В конце сезона, когда пробег приблизится к десятке, я подробно распишу техническую составляющую, надежность компонентов и всего велосипеда в целом, а пока продолжаем наш Biketest the Best. Если у кого-нибудь возникнет желание попробовать настоящий велосипед для эндуро на больших колесах, вы знаете где меня найти!

Личный блог: Специальная Expertиза

Текст: Вадос и Антон
Фото: Наташа Спиридонова